Консультация для педагогов и родителей
На тему «Развитие мелкой моторики»
Составитель: Учитель-логопед
Шилина Т.Д.
Мелкая моторика – это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук и ног.
Игры на развитие мелкой моторики.
- Прокатывание шариков.
Прокатывание маленьких шариков по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать игровые дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальцем (в последующих играх).
- Игра с изюмом.
Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите ребенку украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальцами – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга.
- Сортировка мелких предметов.
Очень важно, чтобы ребенок это делал либо щепотью(тремя пальцами), либо способом «пинцетного захвата». При этом остальные пальцы должны быть подогнуты и не мешать.
Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; ракушки и камушки, пуговицы разной формы и размера). Сортировать можно по цвету форме или размеру. Сначала можно сортировать два вида предметов, затем задание усложняется – на 3-5 групп. Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок – фасоль. Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль.
- Разминание пластилина.
Перед лепкой дайте ребенку обязательно размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. Отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.
- Нанизывание колец на стержень пирамидки. (развитие соотносящих движений рук).
Сначала ребенок учиться разбирать пирамидку, а уж потом собирать ее.
- Пересыпание.
Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок руками, прятать и искать в песке разные игрушки.
- Игры – шнуровки.
Обычные шнуровки быстро надоедают ребенку. Поэтому лучше, если у вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка.
- Упражнения с бумагой.
Сминать в «шарик». Рвать на полоски. Потом складываем в коробку и получается «дождик».
- Вдавливание мелких предметов в пластилин. (бусины, семена,
ракушки, мелкие камушки).
Можно сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно
обыграть, сказку, помочь герою, сделать «синюю речку».
А потом по этому мостику пройдут разные игрушки и поблагодарят
ребенка за помощь.
- Резиновая груша.
Выберите маленькую грушу (продается в аптеке). Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота.
- Волчки.
Сначала ребенок учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже потом даем ребенку волчки маленького размера. Можно использовать любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски, заводные игрушки и т.д.
- Использование столовых приборов – ложки, вилки.
Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки.
- Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?»
- Наполнение бутылки мелкими предметами.
В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Обязательно придерживать бутылку одной рукой другой насыпать.
В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся
погремушкой.
- Конструкторы.
Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь несколько конструкторов (но обязательно с разным принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.
- Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями.
Можно взять старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Корпус распилить на части. Получаются разноцветные трубочки, которые дети нанизывают на шнурок как бусы. Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.
- Перелистывать страницы книг по одной.
Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы книги должны быть плотными, из картона. Можно вложить в книгу картинку – сюрприз.
- Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.
- Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.
- Открывать и закрывать банки. (раскручивать и закручивать крышки).
Чтобы было интереснее, можно спрятать вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно ребенок потренируется разворачивать и сворачивать бумагу.
- Наматывание.
Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку.
- Катание карандаша между ладошками.
Сначала катаем карандаш по столу ладонью, затем усложняем, катаем карандаш между выпрямленными ладонями.